О кольцевании птиц
В одном из последних блогов обсуждается тема, связанная с кольцеванием (мечением) животных и птиц, в частности. Проще назвать конкретную цифру, но поскольку на данном ресурсе активная часть пользователей не очень-то доверяют словам, возникла необходимость подтвердить их документально. В качестве такого источника предлагаю иллюстрацию, характеризующую территориальные связи птиц Центральной Сибири. Здесь все виды, кроме уток, по которым составлены отдельные тематические карты. Каждая линия соединяет место кольцевания (одна точка) и место находки помеченной птицы (вторая точка).
Почему данную иллюстрацию назвал документом? Потому, что в процессе получения исходных данных участвует не одна, а четыре независимых стороны или четыре источника. Первая - метчик (профессиональный орнитолог), вторая - корреспондент (любой, кто сообщает о находке окольцованной птицы), третья - Центр кольцевания (г. Москва, место, куда поступает информация от метчика и корреспондента) и четвертая - аналитический центр (организация обобщающая данные по видам или регионам).
Таким образом, зная процент возвращаемых колец, а он варьирует по видам и регионам от 0,2 до 12 %, можно легко посчитать или представить, например, объем кольцуемых птиц.
Теперь о цифрах. Всего в России и ближнем зарубежье помечено около 12 млн. птиц, орнитологи Новосибирска, Красноярска и Иркутска получили более 15 тыс. (15868) сообщений об окольцованных ими птицах.
P.s. Если на кольце, снятом с птицы, выбита надпись Москва, то это совсем не значит, что птицу пометили в Москве. Этими кольцами метят птиц по всей территории России.



Нами же, охотниками, утверждается что в последние десятилетия (даже не годы), никакого реального учета не ведется и все ваши заявления ничем не подкреплены. Не знаю как другие, но я это продолжаю утверждать на основании личных наблюдений в одних и тех же угодьях, и на том, что не разу не добывал и не слышал о добыче окольцованной птицы. Согласитесь это странно на фоне 12 млн окольцованных.
Предлагаю, в спокойном тоне, не обращая внимания на выпады некоторых оппонентов попытаться совместно разобраться в ситуации, т.к. возможно она и впрямь требует каких-то ограничений охоты, но тогда это должно быть обоснованно и понятно охотникам.
Уважаемый АПС, а по уткам такая же карта есть?В большем разрешении?


В общем, друзья, орнитология - это не языком на сайте чесать, как может показаться.
Если уточите, где добыта (найдена) птица, могу примерно сказать, где она окольцована. В Японии зимует часть сибирских трескунков и красноголовых нырков.
За др. регионы отвечать не могу, в Красноярском крае мы проводим регулярные учеты, начиная с 1986 г. Объем данных по годам, естественно, варьирует, но созданная многолетняя база данных позволяет следить за динамикой наших птиц.

Тогда не могли бы Вы прояснить по какой методике проводится учет численности водоплавающих, т.к. порой в СМИ появляются сведения, что "по учетным данным численность уток в Алтайском крае составляет 956382 шт"(например :)) ). Такие цифры вызывают недоумение.
Очень хотелось бы взглянуть на карту маршрутов именно водоплавающей дичи, интересующей охотников.
Скворцы и прочие пичуги мало интересны.
Также очень хотелось бы увидеть реальную информацию о методиках подсчета численности водоплавающей.
Не то, как ДОЛЖЕН проводится мониторинг, а именно как он РЕАЛЬНО в настоящее время проводится в том же Красноярске.
Здесь люди общаются, делятся информацией.
И уж коли АПС высветил на всеобщее обозрение тезисы о том, что в Красноярске ведется мониторинг пролетной утки, очень хочется узнать как именно это делается.
Какие предъявы, кому, куда, зачем?
Это ты что-то попутал в своем остервенении...
По методикам это специальный вопрос, который даже не стоило здесь поднимать, но дабы не возникало ощущения, что ухожу от конкретно поставленного вопроса, попытаюсь предельно кратко дать на него ответ.
Мониторинг мигрирующих птиц мы проводим на основе методического комплекса. Он включает 10 основных методик: визуально-инструментальные (дневные) и акустико-оптические (ночные) наблюдения, отлов птиц и прижизненный анализ, мониторинг модельных видов, аэровизуальные, автомобильные (лодочные) и пешие маршрутные учеты, подсчет птиц в местах концентрации, регистрацию транзитно летящих стай птиц, а также машинную обработку и анализ данных.
Описание волн пролета делаем по кумулятивным кривым. Дополнительно применяем метод долевого соотношения обилия гнездящихся видов к мигрирующим транзитно. Для расчета гнездящихся птиц используем типологический подход. Первичный расчет (нулевая точка для относительных учетов) ресурсов гусеобразных был выполнен путем авиаучета модельных видов в период формирования весной зоны «пережидания».
Обработку результатов наблюдений проводим на компьютерах по разработанным нами программам «Мoon», «Bird night», «Bird day», «Labs» и «Ring». Получаемые результаты отображаются в форме таблиц и гистограмм, сопровождаемых статистическими величинами. Классификация вариантов по составу мигрантов сделана на основе компьютерного анализа полученных данных. Вариантом миграционного потока считаются усредненные по сезонам и годам данные по ключевым участкам области миграции по аналогии с оценкой населения птиц.
Обычно применяем дисперсионный и кластерный анализы, непараметрические ранговые критерии Крускала-Уоллиса, коэффициент Спирмена (rs) (для парных сравнений), а также критерии знаков z или x2 Пирсона. Для долей используем критерий Фишера с предварительным фи-преобразованием исходных значений. Систему расчета вероятных ошибок при проведении авиаучетов делаем по И.Ф. Кузьмину и др. [1984].
Вопрос в том, действительно ли достоверна выборка анализируемых данных?
Какова площадь охватываемых при подсчетах угодий сравнительно с общей площадью? Имею в виду географические особенности территорий.
Сколько дней во время миграции проводится подсчет?
Я понимаю, что посчитать птиц в поднебесье - это не горох в мешочке.
Понятно, что это очень сложно.
Есть ли какая-то достоверная оценка величины погрешности подсчетов?

Далее существуют разработанные вами программы которые обрабатывают собранные данные и затем математическими методами вычисляют численность.
Насколько эти методики рассчета верны, сложно сказать, оставим это на суд специалистов. Если исходить из того, что нас в конечном счете интересует не абсолютная численность, а ее изменение, то при этом становится важно, что методики учета достаточно точно повторяются при каждом учете. Т.е. постоянно место учета, время учета, или если это делать весной, то примерно одно состояние погодных условий, количество выборок и т.д. Как с этим обстоят дела?
Кроме того, интересно как часто делаются такие учеты и когда скажем это делалось в последний раз?
Ну и конечно же какие-то данные из той базы, о которой вы упоминали.
Наверное сложно здесь привести все данные, но какие-то, выборочно, наиболее показательные хотелось бы увидеть.
Да, и ещё интересный лично для меня вопрос - что из себя представляет авиаучет гусеобразных и кто его финансирует?

К сожалению опять много слов, мало фактов и цифр. Имхо, если вы и впрямь искренне хотите сохранить птиц, а не продемонстрировать кому-то свою деятельность, то единственный способ - это убедить охотников что это действительно необходимо. А для этого нужны факты и цифры, мы же их до сих пор не увидели, лишь рассказы о проделанной работе. Может быть это кому-то и интересно, но нас интересует другое.
Мое мнение - весенняя охота в том виде, что она существует сегодня, наносит несущесвенный вред популяциям охотничьих птиц, для того, чтобы его минимизировать нужно добиться от государственных контролирующих органов и от охотпользователей должного исполнения своих обязанностей по контролю исполнения правил охоты.
