Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

В краю непуганых топтыгиных.

У истоков.

Часть 3

Конец сентября. Выпал первый снег. Я видел как готовится на охоту отец. Тут и для меня нашлось занятие. Мне было дано задание принести пихтовых веточек. И не еловых, и не сосновых, а именно пихтовых веточек. Это было довольно не трудное занятие для меня. Зная районы, недалеко от дома, где росли пихты я набрал небольшой мешок веток минут за 40.

Отец поставил в бане на печку оцинкованный бак литров на сорок, налил воды и затопил печь. Когда вода закипела, он положил туда принесённые мной ветки. Стойкий запах пихты сразу заполнил помещение. Туда же были положены отцом капканы и проволока для петель на зайца. Вываркой капканов отец занимался каждый год перед началом охоты.

С первого октября открывался сезон охоты на боровую, но для нас это было скорее всего время заготовок мяса для приманки. На всё, про всё было отпущено две недели. Петли же на зайца устанавливали уже за неделю до открытия на пушнину, с учётом получить в день открытия дополнительное мясо на приманки. Снегу насыпало достаточно много и отец успел уже пару раз обкатать свои новые лыжи на путике. Каждый раз когда он уходил на охоту я с замиранием сердца ждал когда же он скажет.

- Собирайся сынок, завтра мы поедем вместе.

Но он молча собирался сам.... Так прошла ещё одна неделя.

В пятницу, как и всегда отец собирался на охоту, заряжая патроны, он глянул в мои умоляющие глаза, моё состояние ему было понятно. Из под очков он глянул на мать, сидящую на диване и решительным голосом сказал,

- Завтра мать, мы с сыном едем вдвоём, пора и ему уже приобщатся. А ты помоги ему собрать вещи, морозы то уже больше двадцати градусов стоят.

Отец закончил проверять патроны, встал, накинул на плечи фуфайченку вышел на веранду. В небольшой коморке на веранде у отца находились всевозможные походные и охотничьи вещички, тамже лежали уже замерзшие рябчики. Он достал с полки небольшой рюкзак и зашёл обратно домой.

- Вот этот рюкзак теперь будет твой! Привыкай, сынок, носить все необходимое сам.

Со своего чуланчика он прихватил 3 капкана, которые положил на мой рюкзак.

- Для начала хватит. Сказал он.

- Рюкзак учись укладывать тоже сам, таким образом, чтобы тебе в спину ничего не давило и не мешало.

Он положил капканы внутрь рюкзака одел мне на плечи и предложил пройтись по комнате.

- Ну что удобно?

- Нет, капканы бьют мне по спине! Ответил я.

- То-то же, под спину необходимо что-то мягкое вложить!

Отец сходил ещё раз на веранду и вернулся от туда с войлочными рукавицами. Положил их под спину,

- Ну как, теперь лучше?

- Конечно! Ответил я.

Отец положил ещё 2 замороженных рябчика подстреленных неделей раньше и вынес мой рюкзак на веранду....

Утром рано подошёл отец.

- Вставай! Уже время. Полушёпотом сказал он.

Завтракаем, впереди у нас целый день пути. Собираем с собой тормозки, - хлеб с маслом, немного колбаски, китайский термос с горячим чаем.

Одеваемся, отец ещё вечером пересмотрел мою одежду по принципу - одеты должны быть легко, но тепло. Для охотника важно, чтобы одежда не сковывала движения и от движений не вспотел.

Он окинул меня своим взглядом, достал ремень и небольшой якутский охотничий нож, подал мне.

- Одевай, ты должен выглядеть как настоящий охотник.

Этот нож подарили отцу оленеводы - эвенки.

Ну сегодня он висел у меня на поясе.

Дражный автобус подошёл, как всегда, вовремя. В автобус отец поднялся после рабочих, я следом за ним, аккуратно поднимая мои новые охотничьи лыжи. Свет в салоне водитель не включал, многие из рабочих дремали на сиденьях. Посередине прохода, в автобусе была закреплена большая отопительная труба. Поэтому и проходить приходилось либо бочком, либо на "раскоряку", - труба между ног. Мы уселись на одном из передних сидений, так как через тридцать, сорок минут нам нужно было выходить. В боковые стекла кроме кромешной тьмы ничего не было видно. И только впереди жёлтый свет фар выхватывал небольшую полоску дороги.

Селигдарский поворот пройден, ещё немного и мы у скалы. От сюда начинается моя новая жизнь охотника, - охотника промысловика....

Двери старенького автобуса закрылись, оставляя нас с отцом в полной темноте. Но постепенно глаза свыклись различная всё вокруг. Одеваем лыжи, в сторону скалы виднелась натоптанная лыжня. Отец идёт впереди, я следом за ним. Лыжи скользят хорошо, хотя мы движемся в подъем. Лес на склоне не густой, молодой осинник вперемешку с берёзой. Здесь отец ставил петли на зайца, но пока идём на легке....

Впереди, в мелком кустарник снег утоптан, лежит первый, но уже замерзший заяц беляк. Отец разрубывает его на мелкие кусочки небольшим топориком и укладываем в рюкзаки. На этот раз и в моем рюкзаке добавилось в весе.

Рассвело, попался ещё один заяц, но отец подвязал его на дереве,

- Останется висеть до следующего раза. Пояснил он мне.

Подходим к границе хвойного леса, все чаще стали попадаться следы белок, горностая, соболя, а вот заячьих наоборот меньше. Здесь же и кедровки разгребая снег под деревьями выискивали свои запасы зарытые с осени. Где-то недалеко слышны трели дятла, обстукивая своим крепким клювом деревья, он надеется добраться до спрятавшихся личинок. А вот там..... поползни шебуршат своими коготками двигаясь по стволам то вверх, то вниз. И этого всего ты не услышишь, и не увидишь в березняке или осиннике, там лес молчаливый, лишь только вспугнутый рябчик может нарушить его молчание. Выходим на старую бульдозерную дорогу уже прилично под заросшую мелким кустарником.

Отец настраивает капканы ожидавшие своего часа почти полгода. Дужки капканов лязгали своим железом при проверке, пытаясь схватить мёртвой хваткой как у бульдога ну хоть что-нибудь. Но в натренированных руках отца просто так не забалуешь.

Время подходило к обеду, пора было бы и подзаправится немного. Отец нашёл поваленное дерево, очистил его от снега.

- Доставай сынок рукавицы из рюкзака, будем обедать. Наши тормозки хоть и были за пазуху положены замёрзнуть не замёрзли, но приостыли прилично. И только языки костра привели хлеб и колбасу в чувство. Разогретый провиант переместился в наши желудки. А горячий чай согрел теплом наши души.

Мы шли всё дальше и дальше, отец настораживает капканы показывая все тонкости работы с ними. Были также на участке установлены плашки на соболя и белку. Такие приспособления из натурального материала пользовались также у охотников спросом. На это нужно было конечно больше времени, но они не вызывали у зверя чувства осторожности, так как фактически отсутствовал металл при изготовлении.

Таких ловушек на участке было чуть больше десятка, а в основном стояли капканы. Хотя как позже заметил я на ловушки процент попадания зверя был больше. Используя эти наблюдения на новых участках мною с таким же удовольствием использовались ловушки как большие, так и небольшие. Такие небольшие плашки изготавливались дома и каждый новый поход в тайгу со мной одна из них уезжала на новое место жительства. Установка таких мини плашек не требовали много времени и труда тоже, а вот отдача была хорошая.

Мы вышли до реки Селигдар. Теперь наш путь лежал по дороге вдоль реки. Летом по дороге ездили рыбаки ну а зимой, ну а зимой бегали только звери. И крупно рогатые тоже) мелколесье и мари излюбленные места сохатых и изюбров. На прилегающих полянах встречались тетерева, а ещё выше ярусом в сосняках попадались глухари. Установка капканов и плашек шла своим чередом. Но вот приманка уже подходила к концу. Наша "неожиданная" встреча с дятлом не сулила ему ничем хорошим, отец подозвал меня и подавая одноствольное ружье 32 калибра сказал

- Видишь вон там сидит дятел? От твоего выстрела зависит будет ли следующий капкан насторожен или нет.

Во общем-то поставил меня перед выбором.

Прислонив ствол ружья к стволу небольшой сосенки я прицелился......

После выстрела отец воскликнул

- Отлично сынок! Ещё на пару капканов хватит приманки....

Впереди показался известковый карьер, он конечно же был уже заброшен и давно никто не добывал известковый камень. Пока спускались к реке, на одной из елей увидели шишкующую белку. Подобрав упавшего после выстрела зверька отец сказал,

- Белку стрелять из дробовика нужно аккуратно, чтобы не нашпиговать её дробью. Испорченную шкурку мы не сможем сдать по договору. Прежде чем выстрелить я даю спрятаться зверьку так, чтобы только мордашка и выглядывала. Поучал он меня.

Впереди на реке виднелась драга, автобус тоже был там привезя новую смену. Моё первое охотничье путешествие полное воспоминаний и эмоций подошло к концу. С этих пор я стал постоянным участником таких походов и охот.

Всем желаю хорошего настроения.