Войти
Вход на сайт
Вход через социальную сеть

Шалаш.. (с предисловием)

..Лично для меня, охота на току (о чём я делился в своих рассказах) начинается с обязательного устройства натурального шалаша из подручного близлежащего «материала». Понадобятся лишь четыре тонких угловых колышка из берёзки или тальника (притом можно не обрубать верхушки и пригнуть для связи сторон). Всё остальное с поля: сухая увядшая трава, камыш, можно и мелкий низкорослый кустарник - связываются в снопы (ввиде разлапистых веников). Остальное на художественное воображение и творчество, которого у всех охотников всегда в избытке.

Временные затраты на устройство такого шалаша чуть более полутора часа без спешки, а стоимость близкая к нулю. Кстати перенести на другое место такой шалаш не составляет труда и времени. Лишь выдернуть четыре угловые ветки; «веники» же скрутить в одну вязанку (привязываю к остову одним шнуром по периметру). И конечно, находясь в шалаше, присутствует истинное ощущение ранней весны с запахами: прелой осенней травы, берёзовым соком, сочной корой от срубленных веток, раннего зелёного разнотравья, испариной от "ожившей" земли (ведь приходится быть на месте задолго до начала рассвета).

Естественно, можно ещё привести аргументы и факты в пользу натурального шалаша. Лишь дополню, что многое зависит и от силы тока (количества голов- хвостов), и от постоянства места, и погоды. Ведь естественный шалаш- продукт натуральный с любой стороны! На страницах форума иногда прочитаешь, как некоторые охотники повествуют: приехал без заморочек на место, быстренько раскинул «раскладушку", добыл и, след его простыл. Только потом часто жалуются, что вроде праздник души не почувствовали, а то и сама удача мимо пролетела...

.."Состоялся ли он- праздник весны для охотника.!?"- задаю этот вопрос себе, после охоты. Повторюсь, уже давно заметил, как с годами утрачивается чувство необходимости выстрела и добычи. И этому чувству, неуловимо становлюсь всё более подвластен. Однако, надеюсь, что с устройством шалаша,- для праздника охоты на току, идущего из давно ушедшего моего детства, всё возвращается на круги своя..!

Ведь удача на охоте не терпит суеты. Тетерева, в отличие от своих собратьев глухарей, птицы коллективные и не любят уединяться. Вроде и я, в прошлой жизни не был- "глухарём".. Однако при охоте на току, всегда стараюсь быть в одиночестве, как на празднике-"Зов весны".

----------------

...Зима ещё долго противилась приходу весеннего тела. Она то отзывалась снеговым настом, который свободно держал взрослого человека; то слезилась свисающими с позеленевших крыш сосульками; то вновь схватывала тонким ледком забереги на речных перекатах. Однако к концу второй половины апреля, под набравшими уже высоту солнечными лучами, открылась пахотная земля, заблестели рябью озерные и речные проталины. С юга на места гнездовий, потянулись утки, гуси, а с покосов, перелесков и моховых болот доносились знакомые голоса токующих косачей.

Для школьников наступили долгожданные короткие каникулы. В один из таких дней к Лёньке зашёл его старший друг Петька, вызвал на улицу и с радостным выражением лица протараторил :

Вчерась..я с тятькой ездил верхом на лошади к дальнему покосу. Ты помнишь, где ручей выходит из озерины?

-Это там, где большой омут... . Кажись, помню.

-Значит вот, когда мы выехали на покосы, рядом со старым овсяком, много-много тетерь с травы разлетелось.

-И чё было?- не понял Лёнька.

-Чё, чё- чирий через плечо. Тятька сказал, что это место тетеревиного тока. Там, где-то рядом, старый шалаш твоего деда. Давай вместе попросим его, завтра-ча утром поохотить.

Лёнька вернулся в дом и почти с порога выкрикнул:

-Деда, пойдём завтра за те-те-ревами к твоему месту. Петька сказал, что их там много видел.

Ларион хитровато посмотрел на мальчишек, потом в окно, несколько раз лёгочно кашлянул.

-Ладно, охотнички, я и сам хотел наведаться на токовище.Только знайте, завтра ранёхонько вставать придётся. Ты, Петька, сбегай-ка домой, да скажи отцу-то, что ночевать у нас станешь.

...Тёмная весенняя ночь ещё хозяйничала на маленькой поляне, лишь рядом с почерневшей копной сена едва угадывался силуэт Огонька. Его огромные зрачки, как призраки, плавали в прохладном ночном сумраке. Поодаль одиноко стояла телега с остатками соломы и сосново -пихтового лапника. От куда-то из глубины тёмноо поля доносились редкие и почти неразборчивые слова давно курящего человека, прожившего долгую жизнь. Вскоре кругом всё стихло.

..Уже около четверти часа в слегка обновленном снаружи шалаше, согнувшись, лежал дед Ларион, держа правой рукой курковую «Тулку». Рядом на огромном тулупе, вглядываясь в уже отступающую темноту и перешёптываясь сидели Лёнька и его дружок Петька.

Вот уже забрезжил рассвет. Окружающую шалаш тишину постепенно начали наполнять отдалённые звуки просыпающейся глухой таёжной деревни. Чем-то испуганный петух осёкся на первой же ноте своего «соловьиного» соло и сразу замолчал. Но так больше и не подал голоса, словно поняв, что ещё рано. В нескольких дворах ,,брехнули,, собаки, как бы выражая своё недовольство, что их забыли взять на охоту. Но вновь, как по чьей-то команде, повисла звенящая ночная тишина.

Дед Ларион повернулся на другой бок, чтобы освободить затекшую ногу, и прошептал:

-Эй, охотнички, пора сидеть тихохонько. Гляньте на небеса-то... уж рассвет забрезжил. Не выпускайте из виду побелённые колышки, что воткнули вокруг шалаша-то. Потом, помолчав, едва слышно добавил: -Вот-вот должен первый петух подлететь...он станет самым главным. Лежите, как мертвы, и без команды из шалаша-то, не выбегайте.

Медленно поднялся на колени, беззвучно поморщился от боли в пояснице и быстро посмотрел в бойницу на другой стороне шалаша. Ему померещилось, что в начинающем рассвете мелькнула чья-то тень, но исчезла за кочкой с прошлогодней травой. Несколько секунд Ларион молча смотрел в то место. И всё же с напряжением старческих глаз различил силуэт матёрого косача. Он стоял неподвижно, почти слившись с окружающей темнотой и старой сухой травой. Его выдало лишь гордое движение головы, подчёркивающее особую значимость его пребывания в это время и в данном месте.. Дед ещё несколько секунд всматривался в силуэт птицы. Где-то внутри его сознания, «защемило», и он, едва слыша себя, пробормотал:

-Которую весну к этому месту на свиданку прилетат. Ну.., с возвращением!

-тут же наклонился к внуку и, легонько прижав его голову, прошептал: --Замрите.. главный токовик-то уже подлетел. Вон за той кочкой его чёрная шея, как палка.

-Где-ка, где деда, не видать,- пролепетал Лёнька, всматриваясь в глубину сухого мелкотравья.

-Ты чё.., слепошарый. Вон он башкой-то крутит, у белой палки, где кочка,- прошептал Петька и показал в бойницу рукой.

Постепенно воздух вокруг шалаша наполнился звуками подлетающих птиц, всполохами крепких крыльев и приятным гулом большого тока. Однако ещё некоторое время, с двух сторон, были видны лишь двигающиеся чёрные силуэты птиц с белыми веерами хвостов.

Незаметно густой сумрак ночи уступил свету весеннего прохладного утра. Лёнька с другом пытались сосчитать чернышей: два.. пятнадцать ..двадцать... двадцать шесть, но сбивались со счёта и начинали снова. С самого края тока семенили несколько рябушек. Они то и дело перебегали с места на место, а то останавливались и присматривались к своему желанному. Ток был в самом разгаре. Птицы бороздили по земле крыльями, дрались между собой, то вдруг вспархивали над землёй, совершенно не обращая внимания на шалаш, заглушая всё вокруг "бубнящими"звуками. Мальчишки же едва сдерживали свои эмоции и перешёптывались: «Если бы выскочить наружу, то можно было бы поймать птиц за голову с красными бровями или за крылья».

Ночной сумрак вот уже окончательно отступил. Ларион вставил патроны в стволы и бесшумно закрыл замок ружья. Ребятишки, затаив дыхание, не отрывали глаз от завораживающего действа за стенами просторного шалаша. Дед выждал некоторое время, чтобы на линию выстрела не попали самые ближние к нему петухи. Ещё минуту выцеливал, делая едва заметные движения стволами ружья.

..Гул тока прервали грохнувшие один за другим два выстрел. В ту же секунду над землёй с прошлогодней травой поднялось лёгкое облачко дыма. Несколько десятков чернышей разлетелись в разные стороны и расселись на ветки берёз соседнего колка. Однако некоторые птицы, лишь вспорхнув, перелетели на пару десятков метров и вновь опустились в траву. На мгновение всё стихло, но через несколько секунд послышался возбуждённый голос Лёньки:

-Деда, деда, смотри-ка! Косач живой ещё.

-Не убежит: уж видать, что замрёт скоро! Да выползайте скорее из шалаша-то,- добродушно крикнул Ларион. - Там их должно быть два, стреляных-то!

Раздался треск сломанного лапника и сухих веток с прошлогодним сеном, прикрывавших лаз в шалаш. Мешая друг другу, мальчишки выползли наружу и, спотыкаясь о кочки, наперегонки побежали к уже «уснувшим» птицам... .

Из рассказа- "К истокам жизни"

НОВОСИБИРСК
19759
Голосовать
Комментарии (6)
Казахстан, Актобе
23414
СильнО, Тихон!
0
Косачи на току - Класс!!! Насмотрелся на строительство шалашей и скрадков.... И бруски и трубы пластиковые с собой народ прёт!))) Поддерживаю твоё Тихон строительство из подручных ...От стульчиков ушёл.. Сидушка и спинка стационарная! 5+++
2
НОВОСИБИРСК
19759
Щукарь005, Гена, у меня давно раскладной стульчик, высотой 30 см.
1
Новосибирск (родился в Болотнинском районе, деревня Хвощевая)
1918
Хороший рассказ. Приятные воспоминания навеивает.+++
0
Новосибирск
24673
Уже жду не дождусь, самая замечательная Охота!
5+!
0
Германия
11902
понравилось Тихон!+++
0

Добавить комментарий

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии.
Наверх